Доклад: явка на выборах 10 сентября будет в пределах «региональной нормы»

6 сентября — 2017

Единый день голосования 10 сентября станет стресс-тестом для избирательных комиссий на возможность обеспечения максимальной открытости и законности, явка избирателей на этих выборах будет находиться в пределах «региональной нормы». Такие выводы содержатся в докладе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Единый день голосования. Предварительные подходы к качественному анализу».


В преамбуле доклада, текст которого имеется в распоряжении ТАСС, отмечается, что он посвящен тому, «как будут оценивать эти выборы российские и зарубежные наблюдатели, кроме собственно показателя уровня электоральной поддержки, и чего стоит ждать в единый день голосования». Это исследование ЭИСИ не первое, посвященное предстоящим 10 сентября выборам: ранее институт презентовал доклад, посвященный выдвижению кандидатов на выборах глав субъектов РФ 2017 года. В качестве одной из главных особенностей нынешней кампании в нем называлось радикальное обновление состава претендентов на посты руководителей республик.

0172605e4755a25ec8e06a667e280a29.jpg
Фото — ТАСС / Валерий Шарифулин
Стресс-тест для избиркомов

Авторы исследования отмечают принципиальность проведения законных и открытых выборов. «Только через законные выборы формируется легитимная власть Любые сомнения в честности и соблюдении процедур — путь к делегитимизации», — констатируют они. Поэтому, по мнению экспертов ЭИСИ, предстоящий единый день голосования станет «настоящим стресс-тестом на возможность обеспечения максимальной открытости и законности для избирательных комиссий».


В докладе перечисляются нововведения, которые призваны обеспечить максимальную легитимность выборных процессов, в том числе облегчение доступа на участки наблюдателей, привлечение, помимо иностранных наблюдателей и наблюдателей партий и кандидатов, сразу нескольких независимых общественных организаций.



Кроме того, обращают внимание эксперты, «новые технологии значительно расширяют возможности обеспечения законности, внедрение видеонаблюдения на участках для голосования вместе с онлайн-трансляцией, использование КОИБов (Комплексов обработки избирательных бюллетеней) и QR-кодов на итоговых протоколах комиссий резко сокращают возможности для фальсификаций и, соответственно, поводы оспаривать итоги выборов». «Цифровизация — путь дальнейшего развития избирательного процесса», — убеждены в ЭИСИ.


Кто придет на выборы


Значительное внимание в исследовании уделено вопросам электоральной активности граждан, в том числе предварительным прогнозам явки избирателей на предстоящих региональных выборах.


«Новеллы российского избирательного законодательства снижают до минимума издержки для избирателя на участие в голосовании, включая издержки на регистрацию и поиск информации о месте, дате и порядке проведения. В частности, отмена открепительных удостоверений даст возможность воспользоваться правом голоса всем, кто работает и учится вдали от дома», — указывается в материале.


При этом авторы доклада полагают, что «явка в разных регионах определяется не только ходом кампании, но и особенностями региональной политики, национальной и социальной спецификой, электоральной историей».


По их оценке, уровень участия в выборах граждан «будет в рамках региональной нормы».


На основании анализа тенденций электоральной истории регионов выделяется три группы субъектов РФ: с прогнозируемо высоким уровнем гражданского участия (Мордовия, Саратовская и Белгородская области), с традиционно средним уровнем участия (к ним можно отнести Бурятию, Марий Эл, Удмуртию, Пермский край и Рязанскую область) и группу из семи регионов, где, «несмотря на высокую конкуренцию политического процесса», гражданское участие традиционно низкое. К последней группе отнесены Карелия, Ярославская, Томская, Калининградская, Новгородская, Кировская, Свердловская области.


«Например, в Свердловской области выборы всегда проходили в два тура при явке ниже 40%, а победа Евгения Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга с 33,3 % голосов была одержана при участии 33,6 % избирателей города», — отмечается в исследовании.


«Явка будет соответствовать региональной норме, в каждом регионе она своя», — констатирует председатель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов. «Происходит 16 совершенно непохожих друг на друга разнообразных кампаний, искать "среднюю температуру в больнице", одну логику смысла нет», — считает он.


По его словам, высокая явка на выборах в некоторых регионах объясняется традицией. «Региональные традиции, урбанизация — где городского населения больше, там явка всегда ниже. Много факторов, но лучший прогностический инструмент — анализ традиций», — пояснил Кузнецов ТАСС.


Впрочем, в докладе оговаривается, что в картине явки 10 сентября, «безусловно, возможны отклонения с учетом личных характеристик кандидатов и привлекательности кампании».

Согласно приведенной в докладе статистике, с момента возвращения прямых выборов губернаторов было проведено 72 избирательные кампании глав регионов, и «в 34 случаях выборы губернаторов прошли с явкой менее 40%, в 50 - с явкой менее 50%». «Из 10 наиболее конкурентных для врио избирательных кампаниях (двухтуровые выборы с победой оппонента в Иркутской области и 9 избирательных кампаний, на которых врио победил с небольшим отрывом) шесть избирательных кампаний проходили с явкой менее 40%. Наиболее конкурентные выборы глав регионов с 2012 года — выборы губернатора Иркутской области и выборы мэра Москвы — прошли с явкой в 37% (во втором туре выборов в Иркутской области) и 32% (на выборах в Москве)», — уточняется в исследовании.



Эксперты также отмечают, что в целом «прогнозировать явку на выборах одного уровня по явке на выборах другого уровня затруднительно». «Как показывает электоральная практика, как правило, наблюдается определенная иерархия интереса к выборам. Эта тенденция отмечается как в российской, так и в зарубежной практике. Выборы главы страны всегда вызывают самый высокий интерес, далее следуют выборы парламента страны и так далее до муниципальных выборов», — подчеркивается в исследовании.


Составители доклада также признают, что, несмотря на «снижение издержек» для избирателей, «остаются высокими издержки для политических партий и кандидатов». «Итоги единого дня голосования-2017 — повод для обсуждения путей развития избирательной системы на региональном уровне», — полагают они.


Выборы 10 сентября


В единый день голосования 10 сентября выборы депутатов законодательных собраний пройдут в шести регионах: Северной Осетии, Удмуртии, Краснодарском крае, Пензенской, Саратовской и Сахалинской областях.


Прямые выборы глав регионов состоятся в 16 субъектах: Бурятии, Карелии, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Пермском крае, Белгородской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Томской, Ярославской областях и в Севастополе.


Кроме того, пройдет множество муниципальных кампаний. В частности, будут выбирать представительные органы власти 11 административных центров субъектов РФ (Горно-Алтайска, Черкесска, Барнаула, Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Кирова, Курска, Омска, Пскова, Твери, Ярославля), в Москве будут выбирать депутатов муниципальных советов в 125 районах. Также состоятся довыборы в Госдуму по двум одномандатным округам — Кингисеппскому (Ленинградская область) и 77-му Брянскому.


Авторы — ТАСС