Обновление. Два года новой кадровой политики
В докладе представлен обзор ключевых характеристик волны обновления губернаторского корпуса и новой кадровой политики в отношении руководства регионов.
Обновление регионального управления приобрело черты комплексной кадровой политики. Масштабная волна обновления губернаторского корпуса стала ответом на запрос жителей регионов на смену руководства и улучшение социально-экономической ситуации в субъектах РФ.
По мнению экспертов, анализ назначений показывает, что обновление стало комплексной кадровой политикой со своими характерными чертами:
1. Обновление управленческого поколения. Средний возраст новых губернаторов и врио глав регионов — 48 лет. В среднем новые главы на 12-13 лет моложе своих предшественников.
2. Предпочтение отдается кандидатам с более комплексным опытом, с компетенциями в различных сферах — муниципальном, региональном, федеральном и корпоративном управлении.
3. Рост числа людей с федеральным опытом в региональном управлении. Федеральный опыт и связи позволяют эффективнее привлекать инвесторов и финансирование в развитие региона. За счет ротации и федерального опыта регион получает «свежий взгляд» и новый подход к решению проблем и к поиску точек роста.
4. Выдвигаемые кандидаты чаще имеют непосредственную связь с регионом по рождению, опыту работы и т.д. Одним из магистральных направлений комплексной кадровой политики становится как раз продвижение перспективных лидеров из регионов: их привлечение на федеральную государственную службу, накопление ими связей, опыта и веса, с последующим возвращением в регион.
5. Региональные лидеры становятся драйверами развития. Большинство новых глав регионов — люди, характеризуемые стремлением к развитию, повышению компетенций, качества своей работы.
6. Развитие кадрового потенциала государственной гражданской службы, постоянное повышение квалификации управленцев, в том числе в сфере публичной политики.
7. Реализация принципов ротации и привлечение качественных кадров из корпоративного управления.
Cегодня наблюдается трансформация традиционно востребованного образа «губернатора-хозяйственника», имеющего управленческий опыт и сосредоточенного на решении конкретных социально-экономических задач развития региона. Новый тип управленца связан с развитием в России и в мире новых практик и подходов в корпоративном и государственном управлении.
В абсолютном большинстве регионов, в которых прошло обновление с 2016-2017 года, по данным Георейтинга ФОМ, фиксируется рост довольных положением дел в регионе и снижение доли недовольных, а также довольно значительный рост доли тех, кто считает, что ситуация в регионе улучшается.
Дополнительным подтверждением того, что жители регионов хорошо оценивают результаты работы новых руководителей, может служить и то, что среди регионов, в которых большинство жителей считают, что глава работает в интересах всего или большинства общества, абсолютно преобладают регионы с новыми главами.
Это позволяет говорить о технократической легитимности, которая строится на доверии граждан хозяйственникам нового типа, решающим конкретные проблемы и задачи развития регионов.