ЭИСИ провел круглый стол на тему: «Государство и пандемия: от кризисного управления к политической нормализации»
13 мая — 2020
Выступление Президента России Владимира Путина от 11 мая 2020 года, на котором были обозначены планы по снятию существующих ограничений и перечислены новые меры поддержки населения и экономики, стало рубежной точкой в борьбе с пандемией. Круглый стол, состоявшийся на виртуальной площадке ЭИСИ 13 мая, был посвящен переходу от экстренных моделей управления к политической нормализации. Российские эксперты обсудили роль различных институтов в экстренном управлении кризисной ситуацией, восстановление баланса властей как главное направление перехода к нормальной жизни, а также актуальность голосования за конституционные поправки. Модератором встречи выступила руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова.
Дискуссия началась с обсуждения политических и управленческих трендов, связанных с принятием решений на местах в кризисной ситуации, а также выводов, которые должны сделать институты власти по возвращению в нормальную жизнь.
Константин Комков, член Общественной палаты Российской Федерации, директор Центра регионального развития Курской области, рассказал о его видении ситуации с точки зрения региональной повестки. Во-первых, эксперт констатировал фактическое действие поправок в Конституцию, касающихся усиления региональной власти: «Поправки, которые мы с вами ранее обсуждали, они касались, в том числе, и усиления региональной власти. Что мы сейчас видим? Видим этот же тренд. Соответственно некоторые поправки уже вступают и уже работают». Во-вторых, эксперт обратил внимание на произошедшую перестройку управления в регионах, рост доверия к губернаторам, а также сокращение бюрократической дистанции: «Социальная дистанция сократила бюрократическую. Региональная власть стала более отзывчивой и оперативно реагирующей. Она работает 24 на 7», — сказал он. Также Константин Комков озвучил ряд рекомендаций, которым, по его мнению, нужно придерживаться региональным властям по мере перехода к нормальной жизни. Среди них были названы: установление диалога со средним классом, повышение социального оптимизма, восстановление межрегиональных связей, а также усиление противодействия фейками.
Оценивая текущие политические и управленческие тренды, Вячеслав Данилов, исполнительный директор Центра политического анализа, выделил несколько направлений. По его мнению, данный кризис показал в первую очередь несостоятельность старых теории о кластеризации регионов в отношении принимаемых кризисных мер. Эксперт пояснил, что условно сельские или условно промышленные регионы так же, как и города-миллионники могут вести себя совершенно по-разному. В связи с этим встает вопрос о новом понимании России и ее региональной политики. Также Вячеслав Данилов, акцентировал внимание экспертов на том, что «мы имеем дело каждый раз в каждом регионе с двумя вирусами: один вирус — это биологический, второй — изобретенный вирус, и основные усилия власти сосредоточены на борьбе со вторым вирусом. И при этом, ситуация заключается в том, что каждый регион изобретает свой тип вируса, с которым он борется, и в ряде регионов, этот вирус начинает совпадать с простым человеком», — сказал он. «Воображаемые сообщества» вокруг своего понимания вируса и соответствующие меры порождают различные типы внутренних конфликтов и различий между регионами, городами, гражданами, которые требуют своего понимания.
Борис Макаренко, председатель правления «Центра политических технологий», также поделился мнением о преобладающих политических трендах. Эксперт выделил тренд на рост доверия к региональной власти, который стал результатом расширения их полномочий. Он сказал, что у регионов сейчас появилось много возможностей выстроить эффективные коммуникации с гражданами, которые нужно использовать. «То, что региональные власти сейчас объективно на передовой этой борьбы — это сильнейший стимул возвращения к лучшим практикам публичной политики, которые в нашей стране накапливались. Сейчас они должны возвращаться», - подчеркнул он. Борис Макаренко также выделил и тренд на сильную контрольную функцию федерального центра в лице Президента страны. «Главная проблема сейчас - не только то, что делается, но и как это делается. Сейчас встает проблема контроля за качеством исполнения решений. И здесь мы видим сильную контрольную функцию Президента как минимум по тому, с какой частотой поднимаются вопросы исполнения поручений и решений федеральной власти», — добавил он.
Глеб Кузнецов, руководитель Экспертного совета ЭИСИ, также дал свою оценку итогам экстренного управления кризисной ситуацией. Он отметил экстренные полномочия невыборных, внеконституционных институтов, что видно, например, по роли главных санитарно-эпидемиологических врачей регионов. По его словам, ценность нормальной жизни и ценность важности конституционной нормы будет ключевым итогом прошедшего периода. «От ЧС и ЧП люди устают очень быстро. Мечта о дембеле, которая присуща каждому человеку, прошедшему армию, появляется буквально по истечении первой недели ограничений. И постепенно мечта о дембеле и усталость от чрезвычайки становится доминирующей в общественной повестке. Причем в независимости от того, чувствуют люди опасность или нет. «Политический дембель» будет выглядеть в виде выборов, в виде возвращения к конституционной нормальности. Зримым символом возвращения в нормальную жизнь будет ЕДГ в более дальней перспективе и голосование по поправкам в Конституцию в более близкой перспективе», — сказал он.
Развивая эту мысль, политолог Игорь Кузнецов, исполнительный директор Российского общества политологов, доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории политики Факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, обратил внимание на изначальную установку обязательной легитимизации процедуры голосования по фактически принятым уже поправкам в Конституцию, он высказал мнение, что такую процедуру можно провести в ближайшее время с помощью цифровых инструментов, учитывая эпидемиологическую обстановку.
Член Общественной палаты РФ, директор Центра регионального развития Курской области Константин Комков отметил запрос в обществе на принятие решения по Конституции как примету нормализации ситуации. «Мы проводили опрос в свободной форме, с чем ассоциируется возвращение к привычной жизни. И в комментариях было написано, что одним из вариантов может быть как раз возвращение к голосованию. То есть голосование, в данном случае, символический акт, во всяком случае для регионов», — сказал он.
В свою очередь Борис Макаренко, председатель правления «Центра политических технологий», подчеркнул необходимость проведения голосования по поправкам как возвращения практики участия граждан в жизни страны после вынужденной самоизоляции: «Голосование по поправкам необходимо. Раз это голосование предписано законом об этих поправках, не проводить его нельзя. Главный смысл этого голосования - это первейшая функция любого голосования, любых выборов, это ритуал политического участия. Мы, когда исследовали отношение населения к поправкам в начале года, обратили внимание, собственно говоря, на главный лозунг кампании об информационных поправках — «твоя страна, твоя конституция». Он на это как раз опирается, что граждане ценят возможность лично принять участие в принятии важнейшего для страны решения. Это означает, пусть это несколько цинично прозвучит, что факт голосования и привлечение к нему максимально возможного числа российских избирателей важнее того, с каким большинством это голосование пройдет».