ЭИСИ провел круглый стол, посвященный обсуждению социальных технологий в электоральном цикле 2020

19 августа — 2020

19 августа Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) провел круглый стол тему: «Социальные, а не политические. Как новые технологии социальной работы помогли главам победить в кампании 2019, и какие практики мы наблюдаем в эту кампанию». Эксперты обсудили региональные избирательные кампании 2020 года, новые тренды в региональных управленческих практиках, особенности современной коммуникации между обществом и властью и многое другое. Модератором дискуссии выступила руководитель департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына.

Модератор круглого стола Дарья Кислицына начала дискуссию со сравнительного анализа управленческих практик 2019 и 2020 годов, озвучив основные изменения. «Можно выделить следующие ключевые тренды. Это изменение коммуникации между властью и обществом, противодействие оттоку населения и привлечение молодых высококвалифицированных кадров, а также то, что главным приоритетом региональных властей стала семья, а главным приоритетом региональных властей стала семья», — отметила она.

Виктор Потуремский, директор по политическому анализу Института социального маркетинга «ИНСОМАР», представил вниманию результаты исследования: «Новые главы регионов. Тенденции, опыт и эффективные практики от ЕДГ 2019 к ЕДГ 2020». Эксперт дал оценку текущей ситуации, опираясь на данные социологических исследований: «Пандемия приведет или уже привела к снижению качества жизни. Доминируют экономические страхи (потеря занятости/дохода — снижение качества жизни), над страхами витальными (за собственно здоровье и здоровье близких, угроза заражения). Тема ухудшения экономической ситуации граждан (потеря работы, доходов) и угрозы существования среднего и малого бизнеса одна из основных информационном поле. Признается, что ситуация в России лучше, чем в других странах. И существует дефицит рационального объяснения происходящего или это объяснение носит максимально диссонансный характер», — сказал он. Также спикер обратил внимание на то, что избиратель стал более «прагматичным»: все запросы имеют четкую социально-экономическую — не идеологическую — направленность и характеризуются, прежде всего, желанием роста материального благополучия и социальной защищенности.

В рамках круглого стола эксперты обсудили современную модель и стиль коммуникации между властью и обществом. Так, Ефим Фидря, руководитель проектов Центра социальных исследований и технологических инициатив (СИТИ) в Финансовом университете при Правительстве РФ, представил свое видение актуальных стратегий социальной коммуникации на примере двух кейсов Калининградской области. По мнению эксперта, в нынешних условиях эффективны «ритуализированные формы коммуникации в сочетании со спонтанными». Стиль общения власти и общества должен характеризоваться открытостью, умеренной эмоциональностью и аскетизмом.

Продолжая тему форм общения власти и общества, политический консультант Григорий Казанков, в свою очередь, высказал позицию, что новых форм сейчас мало: многие уже были давно, но о них просто забыли. Политический консультант также акцентировал внимание на фактическое отсутствие политической повестки в регионах. «Политическую повестку во многом должны формировать политические партии, но, к сожалению, не делают этого. На первый план в избирательных кампаниях встает социальная повестка», — подчеркнул эксперт.

С такой позицией согласился и политический консультант Владимир Лубянко. С его точки зрения, реализация социальных проектов сейчас является основой предвыборных программ в регионах. «Список реальных дел — сейчас важнее любых политических технологий», — пояснил он.

Сергей Старовойтов, генеральный директор федеральной экспертной сети «КЛУБ РЕГИОНОВ», в своем выступлении высказал позицию о нарастающем эгоизме общества. Эксперт выделил следующие особенности избирательных кампаний: «избирателю всегда всего мало, и он часто бывает многим не доволен», «избиратель не помнит добро», а также то, что «избиратель не знает, чего хочет сам». Рассуждая на тему наиболее эффективных социальных практик, эксперт выделил принципы, на основании которых они внедряются в жизнь регионов. «Первое — все социальные практики ориентированы на крупные электоральные группы. Второе — все социальные практики соответствуют электоральным ожиданиям (сейчас в основном они связаны с ковидом). Третье. При выборе социальных практик власти обращают внимание на ее медийность и потенциальный «вау-эффект» от ее внедрения. Четвертое. Практики должны демонстрировать потенциал региона и мощь его будущего главы. И пятое — это то, что ожидания предварительно должны быть разогреты информационной работой. То есть изначально должна создаваться повестка, какие проблемы необходимо решить, а затем, уже в качестве их работы — главы создают сначала повестку сами — это опытные так делают — задают какие проблемы главные», — отметил он.

Участники круглого стола разобрали непосредственно и несколько региональных кейсов. Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития, раскрыл особенности избирательных кампаний Северо-Западного федерального округа. Эксперт больше остановился на влиянии политической конкуренции на исход выборов, а также выделил отличительные черты избирательных кампаний разных уровней. Губернаторские выборы он охарактеризовал как «наполненные большей долей оптимизма», а муниципальные будут наполнены «большим радикализмом и проблемностью».

Игорь Чересиз, политический консультант, поделился ходом избирательной кампании Алексея Островского, губернатора Смоленской области, порассуждав, как трансформируется диалог власти с общественностью и какие новые формы коммуникации используются властью.

Эксперт ЭИСИ Марина Завгородняя отметила, что в новых реалиях меняется характер коммуникаций и отношение населения к этой коммуникации. В особенности применительно к интернет-коммуникациям, запрос на скорость и персональное внимание к жителям очень вырос. В современное время важно не только инициировать сами проекты, но и правильно доносить их до населения.

В завершении дискуссии Анна Федулкина, исполнительный директор ЭИСИ, напомнила всем участникам круглого стола о запуске портала ЭИСИ по управленческим практикам: «Созданный нами портал — это хороший и удобный инструмент для тиражирования эффективных региональных решений, площадка для обмена опытом. Там собраны более 12 000 региональных практик».

Адрес портала региональных управленческих практик: https://regions.eisr.ru/.


Авторы — Экспертный институт социальных исследований