Эксперт Иван Милованов: Выставка «Россия» — переосмысление современного образа страны
6 февраля — 2024
6 февраля в студии ЭИСИ на Международной выставке-форуме «Россия» вышла программа «Достижения страны. Дела людей». Гостем очередного выпуска стал эксперт Центра Системных инициатив, лауреат премии «Мастерская новых медиа» и эксперт Палаты молодых законодателей при Совете Федерации РФ Иван Милованов. Ведущий программы — Виктор Байдаков, победитель конкурса «Лидеры Интернет-коммуникаций», Лауреат I Национальной премии молодых политологов России «Дигория», Лауреат премии «Мастерской новых медиа», автор медиапроекта «Открыто о России».
Темой обсуждения стало влияние медиа на общество. Участники программы затронули вопросы перемен в современной информационной среде, взаимосвязи контента и культурного кода, работы алгоритмов социальных платформ, а также особенностей восприятия разных типов контента.
Выставка «Россия», по мнению Ивана Милованова, как информационный продукт важна тем, что дает людям возможность живого и содержательного общения. Это, по замечанию эксперта, особенно ценно на фоне воздействия на человека соцсетей, в которых пользователи находятся в собственных информационных средах.
«Огромный контекст выставки, общение, интерактивная программа формирует представление о том, насколько огромная, живая и многогранная наша страна, побуждает посещать регионы или дополнительно о них что-то узнавать. Нам нужно сейчас сформировать образ того, что из себя представляет наша страна, народ, куда мы движемся и чего хотим. Это переосмысление, которое дорогого стоит», — заявил Иван Милованов.
В начале выпуска эксперт рассказал об определениях медиа и качественных характеристиках информационного пространства. Ключевой разницей между традиционными и современными медиа является возможность включиться в процесс коммуникации ее непрофессиональным участникам.
По мнению Ивана Милованова, в настоящее время происходит смена парадигм, переход от материально-технологической системы управления к информационно-алгоритмической. Важной чертой новой парадигмы являются расширенные возможности интеллекта и технологий. Например, сегодня для запуска даже крупного бизнес-проекта уже не обязательно иметь большой материальный капитал. Современная медиасреда способна в еще большей степени влиять на формирование поведения людей, начиная с детского возраста. Многие воспринимают медиа как развлечения, в эту сторону менялись и стандарты медиа по западным образцам. Вместе с тем эксперт отметил, что человек становится самим собой только в определенной среде. С точки зрения нейронаук и прикладной социологии, потребление любого контента является образованием, другой вопрос, какие модели поведения он формирует.
«Любая информация, которая попадает к нам в мозг — образовательная. Все, что мы получаем, воздействует на нашу психику, физически воздействует на наш мозг и трансформирует нейроны головного мозга», — подчеркнул Иван Милованов.
Участники программы обсудили особенности западного и российского культурного кода на примере известных исторических событий и мультипликации. Мультфильмы, по словам Ивана Милованова, закладывают детям информационный базис. Большая разница в частоте смены кадров, ритме, звуковом сопровождении заметна при сравнительном просмотре, например, советских и современных мультфильмов. Эксперт подчеркнул, что вопрос развития отечественной мультипликации поднял Президент России Владимир Путин, который отмечал, что техника подачи зарубежных мультфильмов отличается от традиционной российской.
«Наши советские мультики, конечно, совсем другого качества, эмоциональное воздействие, эстетическое воздействие совсем другое на формирующегося человека оказывают», — заявлял глава государства на встрече с жителями в рамках поездки в Чукотский автономный округ.
В ходе дискуссии участники эфира охарактеризовали работу алгоритмов социальных платформ, на которых «приземляется» вышеупомянутый и другой контент. Иван Милованов обратил внимание, что, как и мультфильмы, любая социальная сеть формирует определенный алгоритм поведения.
«Если бы мы отвечали на вопрос, какова цена «бесплатного» пользования соцсетями, в начале 2000-х мы бы говорили, что это показ рекламы, в 2010-х — персональные данные или, как говорят, «новая нефть». Сейчас основная цена — возможность оказывать влияние на принимаемые нами решения. Если вы заходите в социальные сети и не понимаете, что вы там хотите, вами управляют алгоритмы», — пояснил Иван Милованов.
Программа «Достижения России. Дела людей» выходит по вторникам. Это серия интервью с победителями кадровых конкурсов, лауреатов национальных премий и обладателей других престижных наград. Трансляцию можно посмотреть на RuTube-канале студии ЭИСИ на выставке «Россия».
Студия ЭИСИ на площадке Международной выставки-форума «Россия» стала точкой сборки экспертизы по событийному ряду выставки и общественно-политической повестки в целом. Ведущие российские политологи, социологи, общественные деятели и журналисты регулярно собираются в студии, чтобы в формате живого диалога анализировать смысловое поле выставки и важные события в жизни страны. Студия ЭИСИ находится на втором этаже Павильона 75 ВДНХ, где представлены экспозиции всех регионов России.
Запись выпуска «Достижения страны. Дела людей» от 6 февраля: https://rutube.ru/video/c45b7ec90bfb9d3bdb59cc19ab9044dd/