Эксперты ЭИСИ назвали цивилизационной миссией России сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей во всем мире

10 октября — 2024

10 октября в пресс-центре МИЦ «Известия» состоялся круглый стол «Цивилизация – Россия: историческая роль и образ будущего» Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). Участники обсудили константы российской цивилизации, историческую миссиюРоссии в формировании справедливого мироустройства и защите права каждой страны на собственную модель развития. 

Современные достижения науки, технологии и производства, глобальные системы безопасности и системы международного права, а также многовековое сдерживание агрессивной экспансии Запада и борьба стран и народов мира — результат созидательного развития России как цивилизации. Об этом в начале дискуссии заявил член правления Российской ассоциации политической науки, руководитель проектов ЭИСИ Владимир Шаповалов. Он уверен, что в основе этого развития лежат традиционные ценности, хранящие в себе опыт многонационального народа России, его культурное, интеллектуальное, нравственное и духовное наследие. 

«Россия — тысячелетняя держава, которая в процессе своего развития прошла через кризисы и вершины. Она преодолела серьезные испытания и вызовы, стоявшие перед нашей страной. В этом процессе были выработаны фундаментальные принципы российской цивилизации, такие как единство и многообразие народов нашей страны, открытый характер российского общества. Единство власти и общества, светской и духовной власти, единство народовнашей страны составляют чрезвычайно сложное многоцветие российского общества. Согласие и сотрудничество – фундаментальный принцип российского государства-цивилизации», – сказал Владимир Шаповалов.

Современные цивилизации являются равноправными участниками общественного развития, и человечество должно рассматриваться как многообразие различных цивилизаций, подчеркнул директор учебно-научного центра «Высшей политической школы» (ВПШ) им. Ивана Ильина, кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук Александр Дугин.

«В свое время западная цивилизация провозгласила себя цивилизацией в единственном числе. То есть она сказала, что я – это цивилизация, а все остальное — это варварство, дикость или недоцивилизация. И в этом смысле всё, что делает Россия, Ислам или Китай — всё это воспринимается как некая выходка частных провинциальных областей, которые поднимают восстание против глобальной империи. А на самом деле, Запад — это одна из цивилизаций, это одна из возможных форм понимания всех базовых представлений. <…> Соответственно, современная западная культура не равна западной культуре, а западная культура не равна культуре как таковой, без определения. Вот с этого и начинается наш сегодняшний цивилизационный поворот к самим себе и строительство многополярного мира», – отметил Александр Дугин. 

На балканские православные страны сейчас сильное давление оказывает Запад, отметил в своем выступлении политолог, профессор, научный сотрудник Института международной политики и экономики (Сербия) Душан Пророкович. По его мнению, только Россия сможет помочь Сербии и Балканам противостоять процессу вестернизации. 

«Роль России для нас [балканских православных стран] очень важна. Постмодернистский неолиберализм выступает за демонтаж всех традиционных ценностей и их контекстуализацию совершенно иным способом. Демонтируются государства, религия, семья, даже концепция человека. Россия – великая держава, способная  создать альтернативу [западным ценностям]», – рассказал Душан Пророкович. 

Россия сегодня противостоит наступлению глобальной антицивилизации, отметил декан факультета истории, политологии и права ГУУ, профессор кафедры государственной политики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Вардан Багдасарян. Россия развивается по иному пути, нежели западные государства, чем вызывает их неприятие. 

«Если говорить об онтологии России, наше общественное устройство соотносится с метафорой «русский ковчег». Русский ковчег имеет две составляющие. Ковчег — мы объединяем всех. Мы разные. У нас разные конфессии. У нас разные этносы. Но мы едины, как на ковчеге. А второе — вокруг “потоп”. Это метафора русского катехона, удерживающего зло. Пока существует русское государство, зло не может восторжествовать. Россия, пройдя этот путь Голгофы, одержав победу в схватке Армагеддона, устанавливает это счастье, воскрешение России. В этом отношении это счастье всего человечества», – заявил Вардан Багдасарян.

Хотя история предлагает нам массу вариантов, и разные научные течения обосновывают фундаментальность и функциональность различных типов ценностей, мы, в России, говорим и отстаиваем именно традиционные ценности. О том, почему это важно, рассказала доктор политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор департамента просветительской деятельности ЭИСИ Антонина Селезнева

«Россия — уникальное государство-цивилизация, основанное на собственной системе традиционных ценностей. Они сформировались на протяжении многовекового исторического развития нашей страны, передавались из поколения в поколение, определили самобытный характер нашей нашего народа, культуры и государственности. Традиционные ценности — основа общероссийской идентичности, поэтому их сохранение и укрепление — обязательное условие выживания России как государства-цивилизации. Воспитание молодежи в духе традиционных ценностей — это вклад в будущее страны», – подчеркнула Антонина Селезнева.

Проректор РАНХиГС, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосинрассказал о вышедшем в октябре вузовском учебнике «Основы российской государственности», соавтором которого является он сам. В пособии представлены материалы, посвященные историческому развитию России, цивилизационному измерению ее государственности, традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества, политическому устройству нашей страны, а также актуальным вызовам, ответ на которые составляет важнейшую задачу государственного стратегического планирования. 

«Мы работаем над формированием понятийного суверенного пространства в области общественных и гуманитарных наук. Эта работа ведется совместно со всеми преподавателями общественно-гуманитарных наук, которые проявили свой интерес и свое желании. Осознание и присвоение суверенной модели общественного сознания происходит прямо сейчас: руками, головами, знаниями тех людей, которые посвятили себя работе над этими книгами», – сообщил Андрей Полосин. 

«Время России предложить миру свой подход с акцентом на традиционные для общества духовно-нравственные ценности», - отметил в выступлении заместитель председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев. Запрос на такие контакты с нашей страной очень большой, например, от африканских и латиноамериканских стран, Азии и других регионов. «Для наших гуманитарных наук, философов, ученых и исследователей важно разобраться в том, какой силой и волей мы можем выполнять роль связующего звена между цивилизациями», – считает Олег Матвейчев.  

Авторы — ЭИСИ