Эксперты ЭИСИ: общество поддерживает налоговые изменения

27 июня — 2024

В начале июля Госдума планирует рассмотреть законопроекты, касающиеся налоговых нововведений, которые инициировало Министерство финансов. Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) провёл круглый стол на тему: «Справедливая налоговая система: как на изменения реагирует российское общество?», на котором ведущие социологи, политологи и представители общественности обсудили отношение россиян к предлагаемым изменениям.

По данным ВЦИОМ*, информированность россиян о грядущих налоговых изменениях довольно высокое — 58% опрошенных о них слышали. Ключевым для респондентов оказался вопрос справедливости. По словам генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, среди опрошенных доминирует точка зрения, что налоговые изменения сделают систему справедливее.

«Самое резонансное изменение – введение прогрессивной шкалы. Оно предопределяет оценку налоговой системы. 78% от всех опрошенных считают, что решение о введении прогрессивной шкалы вместо плоской скорее справедливое. Таким же абсолютное большинство россиян (84%») считает и введение т.н. «семейной выплаты». Большинство предложений правительства по налоговым изменениям получили широкую поддержку. Спорных предложений, которые бы вызывали недовольство у крупных групп населения, нет», – пояснил Валерий Федоров.

Эти выводы подтвердил Виктор Потуремский, директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР). Он поделился результатами фокус-групповых дискуссий**, которые показали, что граждане понимают, для чего именно происходит налоговая трансформация:

«Речь о сокращении разрыва между богатыми и бедными слоями населения, снижении социальной напряженности и увеличении наполнения бюджета. В восприятии общества «справедливая» налоговая система — это «эффективная» налоговая система. Также среди критериев справедливости: рост уровня и качества жизни населения, снова сокращение разрыва между наиболее богатыми и бедными слоями, отсутствие «дублирования» налогов. Прогрессивная шкала налогообложения воспринимается респондентами как справедливая. Повышение налогов, по их мнению, должно касаться сверхбогатых слоев населения, а не всех или большинства», – подчеркнул Виктор Потуремский.

Справедливость – одна из традиционных духовно-нравственных ценностей россиян, отметил первый зампредседателя Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов Александр Асафов. И именно через эту «оптику» общество смотрит на предлагаемые изменения. Под «обществом» в данном случае предлагается рассматривать без преувеличения всех, кто так или иначе принимал участие в разработке и обсуждении законопроекта: от органов власти во главе с Президентом до общественников и представителей бизнес-сообщества.

Например, свои предложения и замечания внесло больщинство региональных общественных палат, подчеркнула Алена Булгакова, исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг», председатель комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан.

«В целом более 700 экспертов приняли участие в обсуждении законопроекта. Участники общественных обсуждений оказались едины во мнении, что законопроект – это результат конструктивного диалога, а изменения направлены на достижения национальных целей. Большинство палат прислали свои предложения и замечания. Например, мы увидели риски по Крайнему Северу – снижение заработных плат, что нивелирует установление государственных гарантий. Поэтому мы предложили рассмотреть возможность изменения размера налогообложения для лиц, кто проживает в таких районах. Нам важно учесть мнение всех социальных групп, не упустить никакое замечание от регионов», – заметила Алена Булгакова.

Во многом поэтому, одними из ключевых бенефициаров налоговых изменений становятся регионы, заметила Дарья Кислицына, руководитель департамента региональных программ ЭИСИ, заместитель председателя комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре. Она подчеркнула, что в основе налоговых изменений стоит справедливое распределение средства между регионами:

«Во время Послания Федеральному Собранию Президент озвучил колоссальную меру поддержки регионов – предложение о списании двух третей задолженности по бюджетным кредитам. Высвобожденные средства пойдут на реализацию социальных задач. При этом на регионы не ложится бремя трат на выполнение наццелей, на это пойдут средства из федерального бюджета – нагрузка на региональные бюджеты не увеличится. Мы видим справедливость в акцентах регионального развития. Дополнительные деньги, поступающие в регионы, пойдут на реализацию нацпроектов», – отметила Дарья Кислицына.

Людям важно понимать, как и на что будут направлены средства от предлагаемых изменений. Это подтверждают исследования и ВЦИОМ, и ИНСОМАР. При этом важно, что у России уже есть подобный опыт, когда средства от точечного увеличения налогов тратились не просто на конкретные направления, а прицельно — на спасение детей. Об этом опыте рассказал Павел Данилин, директор Центра политического анализа, член Общественной палаты Москвы:

«Несколько лет назад на 2% была повышена ставка налога для доходов свыше пяти миллионов рублей в год. Эти налоги идут на лечение больных детей в Фонд «Круг добра». В прошлом году в Фонд поступило около 160 млрд рублей от прогрессии. 25 тысяч детей с тяжелыми и редкими заболеваниями получили поддержку за счет этих налогов, которые обеспеченные граждане платят по повышенной ставке. Я тоже плачу повышенные налоги, и мне приятно, что есть и мое участие в том, что эти средства идут в фонд», – отметил Павел Данилин.

За налоговые изменения высказались и представители предпринимательства. Это объяснимо в том числе и тем, что налоговые изменения создают много импульсов для развития бизнеса и инноваций, заметил Александр Асафов:

«Существует ряд преференциальных режимов для предпринимательства, которые отвечают целям развития бизнеса в России в целом. Это и льготы для IT, и особые режимы территорий опережающего развития — Сколково, Сириус. Разработаны параметры федерального инвестиционного налогового вычета — механизма, который должен стимулировать капиталовложения бизнеса на фоне общего повышения налоговой нагрузки. Новый вид вычета будет поощрять, способствовать достижению большей социальной справедливости и сокращать неравенство между гражданами. Увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% к уровню 2020 года является одной из национальных целей развития России», — рассказал Александр Асафов.

Этот крайне важный аспект отметил и Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг». По его словам, деньги от преобразований пойдут на инвестиции в передовые отрасли: технологическое лидерство, строительство инфраструктуры — то есть в целом в экономику:

«Запрос на справедливость есть не только у простых граждан, но и у элиты. Они понимают, что делиться своими доходами надо. Я думаю, если и есть какие-то шероховатости, то лишь в отдельных отраслях. Очень важный «итог» налоговых изменений заключается и в том, что по большей части и управленческий класс, и бизнес, и пенсионеры, и рабочие думают схоже. В этот раз такое значимое изменение государственной политики проходило мягко и интеллигентно. Поэтому мы и видим мягкое принятие изменений, которые стали консенсусной позицией нашего общества», – резюмировал Евгений Минченко.

В заключение эксперты отметили, что абсолютное большинство россиян поддерживают грядущие изменения, считают их обоснованными и справедливыми. Позитивный отклик общества на налоговые инициативы Правительства во многом вызван тем, что они реализуют на практике ключевые требования, высказанные Президентом в своем мартовском Послании Федеральному Собранию.

*Всероссийский опрос «ВЦИОМ-СПУТНИК». Объем выборки: 1600 респондентов. Взрослое население РФ (18+) по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Метод: интервью. Формализованное телефонное интервью, при котором интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы. Погрешность: 2,5% (p<0,05).

**Серия из 6 фокус-групповых дискуссий, проведённых ИНСОМАР

24-25 мая 2024 г.

Авторы — ЭИСИ