pic Created with Sketch.

Эксперты ЭИСИ обсудили запуск марафона «Новое знание» и роль образовательных проектов в современных реалиях

20 Мая — 2021

20 мая на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» ведущие российские эксперты приняли участие в круглом столе ЭИСИ на тему: «Новые знания. Современные образовательные платформы и актуальные смыслы». Эксперты обсудили запуск марафона «Новое знание», новые форматы работы российского общества «Знание» и роль государства в регулировании просветительской деятельности. Модератором дискуссии выступил Фирдус Алиев, управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом.

Любовь Глебова, председатель координационного совета Российского общества «Знание», сенатор РФ, рассказала о задачах, стоящих перед Российским обществом «Знание», и тех смыслах, которые оно планирует транслировать в современных реалиях. Эксперт обратила внимание то, что сегодня знания формируют новые профессии. Эти знания не формируются в одном лишь образовательном пространстве. В этом смысле государство и общество должно предлагать возможность качественно удовлетворять сформированный запрос на получение новых знаний: предлагать качественные знания и новые цифровые форматы их получения.

«Образование и знание – это не одно и тоже. Время показывать, что потребность в знании у людей растет и, в связи с этим, возникают высокие требования к образованию и к другим источникам, откуда люди получают знания. Просветительская деятельность может ответить на эту потребность, обществознание, как модель, может выступить одним из инструментов удовлетворения этой потребности. С просветительством мы только еще начали работать, и первый формат этого марафона предполагает, что это будет, во-первых, аудитория, которая общается в понятном для него формате и это общение происходит по вопросам, которые не являются в головах молодежи просто обязательными и формальными, как например «почему я люблю Родину?», он должен почувствовать, что он ее любит, потому что космонавт, который летал, испытывает чувство этой гордости», - отметила она.

Владимир Пирожков, директор Центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» НИТУ «МИСиС», как один из непосредственных участников запущенного марафона «Новое знание», рассказал о его миссии и целях. Цель марафона – «показать силу разума». Спикер подчеркнул, что видит большой потенциал России для глобальной конкурентоспособности именно в знаниях и образовании. По его мнению, ключевая ценность будущего – образование. Поэтому нужно быть очень образованными, чтобы конкурировать с остальным миром. И способность, и желание российских граждан к постоянному обучению могут стать хорошей основой на этом пути. «А чем мы можем быть интересными для мира, если не интересными какими-то событиями, нововведениями, изобретениями и открытиями? […] Поэтому, если мы будем инновационными, если мы будем предлагать миру интересные решения, как например «Спутник V», - совершенно замечательный показатель экспорта безопасности, у нас будет большое будущее. И у России есть возможности делать интересные вещи. «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а, чтобы куда-то попасть, нужна бежать как минимум вдвое быстрее» - это из «Алисы в стране чудес», древнее высказывание, но оно абсолютно актуально и сейчас. И эта инновационная среда, которую создает Россия сейчас, и в том числе марафон, который позволяет детям поближе посмотреть на то, что происходит вокруг, это как раз то, как можно бежать со всех ног и быть вдвое быстрее», - сказал он.

Михаил Мамонов, руководитель практики политического анализа ВЦИОМ, подтвердил социологическими данными слова экспертов о четко сформированной в российском обществе установке на постоянное непрерывное образование как новой жизненной стратегии. По представленным данным 72% опрошенных заявляют, что желают проходить постоянное обучение и приобретать новые навыки. Причем 38% изъявляют желание регулярно вести такую активность. И такое мнение преобладает во всех возрастных группах. Далее эксперт отдельно остановился на возрастной группе 14-35 лет. В ней он отметил высокую степень желания получать дополнительное образование (73%) вместе с тем, что 57% респондентов в этой группе отмечают, что им хватает навыков для осуществления своей профессиональной деятельности. Эксперт отметил нацеленность на личный успех и готовность реализовать образовательный потенциал граждан. Одним из важных направлений при реализации образовательной и просветительской политики спикер назвал повышение качества информированности населения о реализуемых форматах обучения. Несмотря на то, что 63% респондентов слышали о различных форматах возможности пройти обучение по конкурсам или грантам, только 10% их них заявили о хорошей и качественной информированности.

Алексей Мартынов, директор Института новейших государств, заявил, что он очень рад, что возрождаемое общество «Знание» ставит перед собой такие правильные и своевременные задачи – создать культ получения знаний. «Я помню свое детство, когда статус ученого-исследователя был настолько романтизирован и настолько воспет, и сам культ получения знаний, знаний разных, знаний разнообразных в совершенно разных областях и не обязательно ради того, чтобы улучшить свои компетенции или заработать денег, а для того, чтобы быть полноценным современным человеком. И это очень здорово, что сегодня этот процесс возрождается. И я считаю, что возрождение общества «Знание» ставит собой целью переломить это отношение к знаниям. Знания получают не для того, чтобы получить выгоду или устроиться на какую-то более выгодную работу, а для того, чтобы что-то узнать, чего-то достичь, какую-то свою лепту внести», - пояснил он.

Александр Рудаков, эксперт Экспертного института социальных исследований, акцентировал внимание на том, что общественные ожидания, связанные с перезапуском общества «Знание», очень велики. Есть надежда, что оно даст импульс к стратегическим изменениям в сфере гуманитарной политики, в сфере общенациональной системы просвещения. Эксперт отдельно остановился на одном из ключевых направлений деятельности возрождаемого общества - защита и сохранение исторической памяти. «Мы видим установку (в том числе со стороны западного научного сообщества) на догматизацию определенных научных гипотез, к стремлению навязать их, как истину в последней инстанции, искажение исторических данных. При этом в пространстве чисто научной дискуссии наши ученые ведут себя достаточно осторожно, в рамках принятого научного этикета. А вот в сфере просветительской деятельности, прежде всего на площадке общества «Знание», думается, они могли бы дать более решительный ответ. В глобальном масштабе очевидна тенденция на обесценивание нашего вклада в мировую цивилизацию, в мировой прогресс. […] Нужен альтернативный упорядоченный информационный поток, где усилия ученых и общественных активистов получают поддержку со стороны государства, со стороны всего общества. Думается, что центральной площадкой в этом направлении должно стать обновленное общество «Знание», - продолжил он.

Александр Рудаков предложил также в своем выступлении для сохранения и защиты исторической памяти, культурной и гражданской идентичности России создать единый общенациональный цифровой депозитарий культурной информации и общенациональную цифровую энциклопедию, выполняющую одновременно роль основного источника достоверной информации и среды деятельности научного и экспертного сообщества страны. «Думается, что эти ресурсы должны стать основой просветительской деятельности в России. Это важнейшие факторы сохранения нашего гуманитарного, интеллектуального, смыслового суверенитета», - предположил он.

В заключении дискуссии модератор Фирдус Алиев, управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом, подчеркнул важность как поиска новых форм передачи знаний молодому поколению, так и самого его вовлечения к широкой общественной дискуссии: что интересно молодежи и каким должно быть это новое общество знания.

Любовь Глебова, председатель координационного совета Российского общества «Знание», сенатор РФ, также добавила: «Важно, чтобы этот дискурс ими организовывался. Мы должны создать условия, чтобы у них возникла доверительная среда этого общения и чтобы там возникли те, кому они доверяют с точки зрения получения информации. Поэтому задача общества «Знание» заключается в том, чтобы создать условия для того, чтобы потребность на получение знаний, которая уже возникла, была удовлетворена. И мы признаем за молодежной средой способность организовывать нечто внутри себя и доверяем ей в этом».

Авторы — Экспертный институт социальных исследований