Эксперты ЭИСИ рассказали, как будет развиваться курс «Основы российской государственности»
26 сентября — 2024
В пресс-центре МИЦ «Известия» 26 сентября 2024 г. прошел круглый стол «Разработка и внедрение курса “Основы российской государственности” продолжается: первые специализированные курсы».
С 1 сентября 2023 года в российских образовательных учреждениях преподается курс «Основы российской государственности», который разработан в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина по итогам заседания Госсовета, состоявшегося 22 декабря 2022 года. Об этом в начале дискуссии напомнил политолог, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов.
«В основу нового курса положен принцип междисциплинарности. Преподаватели ориентированы на возможность внесения собственных материалов, исходя из научной специализации, оставаясь в рамках концепции предмета. Это позволит адаптировать содержание курса для различных профессиональных сфер, создать представление о траектории развития страны в рамках профессиональной и личностной реализации обучающегося», – отметил Владимир Шаповалов.
Министерством науки и высшего образования РФ в рамках проекта «ДНК России» к разработке курса «Основы российской государственности» было привлечено порядка 7,5 тыс. преподавателей и экспертов социально-гуманитарной направленности, рассказала заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова. Учебный курс уверенно вошел в образовательные программы университетов и нашел отклик среди учеников и преподавателей.
«Социология и отклики студентов подтверждают востребованность и нужность курса. Поэтому многие педагоги хотят подключиться и стать частью большой семьи “Основ российской государственности”. В этом году мы решаем новые задачи, связанные с синхронизацией курса с дисциплинами социо-гуманитарного блока. Мы создаем бесшовную нить, позволяющую связать и на протяжении всего обучения возвращать студентов к тем идеям, к тем мыслям, к тем основам, которые они впитывают и осмысляют на курсе. Мы понимаем, что все мы ответственны за то, каким образом формируется у наших студентов базовая система ценностей», – подчеркнула Ольга Петрова.
Вопрос об изменении методик преподавания знаний о российской государственности был поставлен, в первую очередь, самими преподавателями, продолжил проректор РАНХиГС, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин. Во многом этим и обоснован большой интерес со стороны преподавательского сообщества к реализации решения Госсовета и соответствующих поручений Президента.
«В результате обмена междисциплинарным и концептуальным знанием, большой работы тысяч преподавателей, были сформулированы ключевые положения и понятия нового курса. Это позволит внести изменения в социально-гуманитарные дисциплины высшего образования и создать целостную, непротиворечивую картину общественного пространства для студентов. Знания должны восприниматься как информационная составляющая воспитания, а их иерархия должна быть установлена специалистами», – считает Андрей Полосин.
Россия – разнообразная и богатая страна в историческом, социокультурном, политическом, географическом и других аспектах, а курс «Основы российской государственности» в полной мере раскрывает все эти аспекты будущему поколению. В этом уверена доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор департамента просветительской деятельности ЭИСИ Антонина Селезнева.
«Цель преподавания курса сопряжена с одной из важнейших задач, поставленных Президентом: сохранение и укрепление традиционных ценностей, особенно в молодёжной среде. Вызовы и угрозы, с которыми сталкивается наша страна, требуют проведения этой работы, поскольку именно традиционные ценности лежат в основе нашей общероссийской идентичности. Нам важно сохранить себя как сообщество, сохранить свою государственность и, опираясь на традиционные ценности, идти вперёд, развиваться и достигать тех целей, которые поставлены на уровне руководства страны», – подчеркнула Антонина Селезнева.
Идея введения курса «Основы российской государственности» создала для всей системы образования очень сложный вызов, ведь нужно было в короткий срок сделать то, чего раньше никогда не было, продолжил исполняющий обязанности ректора ГАУГН Николай Промыслов. Поэтому опорно-методические центры на базе вузов ведут непрерывную работу по содержательному и методическому обновлению программы дисциплины.
«Изначально было очевидно, что для педвузов это курс еще более важен, чем для других, потому что выпускники педагогических вузов не только должны сами усвоить ценности, идеи, мысли, но и должны потом понимать, как они это будут нести дальше в школы, потому что в этом их позиция ключевая», – считает Николай Промыслов.
Тему продолжил один из разработчиков курса «Основы российской государственности» для вузов педагогической направленности, директор Института социально-гуманитарного образования МПГУ Дмитрий Ростиславлев. Он отметил, что основная цель ОРГ для педагогов заключается в формировании у обучающихся представления об образовании как едином процессе воспитания и обучения, которые являются общественно значимым благом, осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства.
Аналогичную работу проводят и в медицинских вузах. Доцент кафедры сравнительной политологии РУДН им. П. Лумумбы Андрей Иохим отметил: «Традиции отечественной медицины, такие как “милосердие”, “служение” и “долг”, свойственны российским медикам и врачам. Эти ценности, по сути, являются частью нашего общего культурного кода. Об этом с будущими врачами и необходимо говорить в таком важном предмете, каким является курс “Основы российской государственности”».
Разработкой курса для студентов вузов правоохранительной направленности успешно занимается, в том числе, Смоленский государственный университет. Об итогах такой работы рассказал доцент кафедры государственно-правовых дисциплин СГУ Игорь Мазуров.
«Правоохранительная сфера обладает собственной спецификой, которая требует отражения в содержании модуля. Есть интересные наработки, созданные в рамках научных школ в областях правоохранительной направленности. В качестве примера можно привести дискурсивно-конвенциональную теорию права, разрабатываемую в Московском университете МВД имени В.Я. Кикотя. Эти наработки мы планируем также использовать при разработке учебно-методического комплекса», – рассказал Игорь Мазуров.
В завершении круглого стола эксперты сошлись во мнении, что молодому поколению необходима опора в виде достоверных знаний о своей стране. Сохранение и укрепление традиционных ценностей среди молодежи, развитие в них патриотизма и представлений об уникальности России, как государства-цивилизации, основная задача педагогов и цель дальнейшего развития курса «Основы российской государственности».