«Самая близкая к народу власть»: эксперты ЭИСИ — о развитии системы местного самоуправления

20 апреля — 2023

20 апреля на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Местное самоуправление как неотъемлемая часть публичной власти». Владимир Путин провёл заседание Совета по развитию местного самоуправления. Глава государства обратил внимание участников на главную задачу местных властей — жители не должны оставаться один на один со своими проблемами. А примерно так и было в 90-е годы, когда система была фактически разрушена, отмечает генеральный директор Института региональных проблем Наталья Линдигрин. В систему приходили маленькие и большие лоббисты и решали свои маленькие и большие проблемы. Целые города занимались обслуживанием того или иного бизнеса. А жители, в свою очередь, не получали от этого ничего.

«Самый ближайший помощник, к которому может на месте обратиться гражданин, по разным причинам не в силах ему помочь. Устранить этот дисбаланс можно было только сделав местное самоуправление частью единой системы публичной власти. Что и сделал в итоге Президент. Сегодня выстраивается система финансирования местных полномочий, муниципалитеты эффективнее выполняют свои функции, пересматриваются условия предоставления субсидий и трансфертов. Получают широкое распространение практики инициативного бюджетирования, система грантовой поддержки», — добавила эксперт.

Система местного управления меняется, развивается. Это «на местах» замечают и жители, и сами представители муниципальных властей. Изменения, движение вперёд важно прежде всего, потому что местная власть — самая близкая к народу власть, отметил глава Норильска Дмитрий Карасёв:

«Мы на местах понимаем тот самый запрос жителей по поводу тех или иных видов работ, услуг, особенно необходимых сейчас и в перспективе. У нас в Норильске постоянно идёт обсуждение проектов, которые мы планируем реализовывать, именно с горожанами. Мы рассказываем, как развивается наш город, и сразу получаем обратную связь».

Развитие системы местного самоуправления невозможно без грамотной законодательной базы, поэтому в профильном комитете Государственной Думы регулярно идёт такая работа. Подробнее об этом рассказал заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, первый заместитель председателя Комитета по региональной политике и местному самоуправлению Сергей Морозов. Он подчеркнул, что к теме развития МСУ нельзя подходить точечно.

«Мы формируем современную форму народовластия, дорабатываем полномочия, их финансирование и обеспечение. Повышаем уровень увлечённости граждан вопросами местного значения. Решаем кадровый вопрос и стараемся развивать общественный суверенитет, формировать атмосферу морально здорового общества. Это одна из главных задач местного самоуправления. Если по всем этим направлениям мы усовершенствуем законодательство, то однозначно будем сильны, независимы, в том числе, экономически и политически», — перечислил парламентарий.

В истории современной России есть и не самые удачные примеры проведение муниципальной реформы. Например, реформа в Челябинске в 2014 году, когда город стал инициатором эксперимента. В семи районах жители избрали 170 депутатов, из них 49 человек делегировали в депутаты Челябинской городской думы. В итоге сформировался слой «элиты», который и занимался местным самоуправлением, рассказывает Василий Зорин, заведующий кафедрой политических наук и международных отношений Челябинского государственного университета:

«До этой реформы мы видели, что очень много социальных категорий в депутатском корпусе не представлены. Муниципальная реформа могла бы привлечь к участию в политике тех, кого мы там редко видим по многим признакам. На это был расчёт. Мы ожидали, что сам характер общения депутатов местной власти будет носить не отвлечённый характер, а будет связан с реальными, бытовыми запросами людей. В этом есть скрытый потенциал реформы местного самоуправления, но сейчас признать эксперимент удавшимся не получается. Это была смелая попытка выжать из потенциала местного управления скрытые возможности, но по итогу стало понятно, что нужно действовать на более глубоком уровне».

Глобальные изменения системы местного самоуправления невозможны без проработки кадрового вопроса, уверены эксперты. Обостряется эта тема в преддверии выборов, отметила модератор круглого стола, политолог, эксперт ЭИСИ Анна Фёдорова. В это время особенно важно на банальном уровне объяснять людям, чем вообще занимаются местные депутаты, и какие проблемы они могут решать.

«Люди часто не понимают, где кончаются полномочия одних депутатов, и где начинаются полномочия других. Есть ощущение, что про исполнительную власть люди знают больше, чем про законодательную. Где нет понимания, там нет и вовлечения, поэтому нужно проводить просветительскую работу. Люди ждут от депутатов соответствия духу времени и солидарности. На муниципальных выборах люди ценят реальные дела. Также по данным социологии мы видим — избиратели готовы голосовать за понятных, симпатичных им кандидатов, прежде всего, ориентируясь на их личность, и только потом — на партийную принадлежность», — пояснила модератор.

Есть и конкретные примеры, когда партийная принадлежность не играет центральной роли. Такой пример, говоря о предстоящих прямых выборах мэра Хабаровска, привёл политолог, кандидат исторических наук, директор экспертно-аналитического центра «ДВ-РЕГИОН» Евгений Чадаев:

«За 2 года все выборы в нашем крае выигрывает «Единая Россия». Хотя конкуренты были довольно сильные. С момента как началась СВО, народ у нас стал построже, внутреннее более собранным. Люди сплачиваются вокруг государства и Президента. А он поддерживает эту партию. Несмотря на то, что губернатор Михаил Дегтярёв – представитель ЛДПР, а действующий мэр Хабаровска Сергей Кравчук из «Единой России» – и тот, и другой работают на интересы региона и города».

Перед выборами жители наиболее чётко формируют свой запрос к местной власти. По словам Андрея Русакова, директор Центра европейско-азиатских исследований, старший преподаватель Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, пока Екатеринбург спокоен в плане предвыборных активностей, но главный запрос населения не меняется от выборов к выборам.

«Сейчас только две партии начали какую-то работу. «Единая Россия» объявила праймериз, «Новые люди» начали встречи с жителями. Остальные в контексте развития города не проводят ни заседаний, ни встреч. Поэтому я не ожидаю сильной конкуренции. У населения есть политический запрос — не стать провинцией. Было сделано многое, чтобы этого не допустить. И сейчас сохранить столичный уровень для людей очень важно», — добавил эксперт.

Главные темы и запросы не меняются во многих регионах, но в соответствии с повесткой меняется само представление образа кандидата. Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко представил основные типажи представителей муниципальной власти: герой, ревизор из столицы, депутат «на земле», свой парень (защитник местных интересов), нотабль (представитель местной элиты), узкий специалист, богач-чудотворец, борец с властью, общественный активист.

«В топе самых востребованных типажей сегодня: депутат «на земле» — это такой заботливый любимец бабушек, узкий специалист — врач, учитель, представитель другой социально одобряемой профессии, и общественный активист — например, эколог-волонтёр», — выделил спикер.

В завершение дискуссии эксперты отметили — чем больше внимания со стороны федеральной власти будет уделяться проблеме кадрового вопроса «на местах», тем быстрее она будет решаться. На Совете по развитию местного самоуправления уже прозвучали ближайшие планы — создать «школу мэров» по аналогии с эффективной «школой губернаторов».

Авторы — Экспертный институт социальных исследований