pic Created with Sketch.

«У государства и общества общие ценности»: эксперты ЭИСИ обсудили, почему добровольчество — важный элемент российского государства

8 Декабря — 2022

8 декабря на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Добровольчество в России как проявление солидарности общества и государства» .

В последнее время отчетливо видно, как повышается значимость добровольчества в стране, как растёт количество волонтёров в регионах, появляются новые организации и направления. 5 декабря, в День добровольца, Президент России Владимир Путин отметил, что желание помочь ближнему, ценности взаимовыручки, на которых и стоит любое добровольческое движение, формируют основу нашей национальной идентичности.

В противовес этому, по словам модератора круглого стола ЭИСИ, политолога Александра Асафова, с 60-х годов нашей стране навязывали идею, что общество и государство живут по общественному договору, который в природе своей не может быть построен на этических принципах. Согласно этой концепции человек действует, исходя из собственных интересов.

«Эту концепцию контрактуализма нам пытались подать уникальной и единственной, но она к нам неприменима, мы живем по другим ценностям и принципам. Можно сказать, что для нас объединяющий элемент между обществом и государством — Конституция. Мы видим, что общество и государство не только пересекаются, но и являются связанными элементами. И добровольчество демонстрирует, что консолидация нашего общества — это органическая часть нашей жизни, а не теория индивидуализма, о которой говорят и говорили на Западе», — отметил модератор, открывая дискуссию.

Для российского общества такой взлёт добровольчества не в новинку и с исторической точки зрения. По словам заместителя директора Института истории и политики МПГУ, кандидата исторических наук Владимира Шаповалова, концепция жизни для другого, а не для себя и своих эгоистических желаний, всегда была свойственна российскому обществу.

«И общество, и государство, и семья, и человек, и страна — единое целое, то, что связано воедино и формировалось исторически, как сообщество сообществ. У нашего добровольчества есть глубокие традиции, пронизывающие всю нашу историю. Всегда народ вставал на защиту Родины и плечом к плечу сражался на поле брани. Можно вспомнить Куликовскую битву, которая началась с битвы Пересвета, а он был фактически добровольцем. Или ополчение Минина и Пожарского, когда люди сами искали деньги, по сути, на свою победу — народ собрался и восстановил собственную государственность. 1941 год — миллионы добровольцев пришли на фронт. Только в Москве и только в 1941 году 400 тысяч москвичей пришли на защиту родины. И сейчас мы видим, как тысячи наших сограждан считают своим долгом защищать свою родину во время СВО. Добровольчество — основа русской цивилизации, оно в нашем культурном коде», — подчеркнул эксперт.

Не меняется идейно, но обретает другие формы добровольчество в России и сегодня. Оно по-прежнему занимает важное место в системе ценностей народа. Директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский добавил:

«Добровольчество отвечает на запрос на повышение взаимопонимания внутри общества, и мы это видим как социологи. Сейчас идёт период осмысления, что и добровольчество и волонтёрство — это важные элементы политической системы. Становится понятно, что общественные инициативы требуют закрепления на правовом уровне».

Фундамент добровольчества — это этические представления об общественной жизни. Выбирая не себя, а другого, россияне никогда не руководствовались мотивами какой-либо выгоды, на первом месте всегда были моральные убеждения.

«Что бросается в глаза в русской истории — если брать за основу национальную память в целом, в ней не зафиксировано такое явление как наёмничество. Мысль воевать ради наживы воспринималась и воспринимается российским народом как нечто не находящееся в сетке наших моральных ценностей, как что-то неправильное. Это вытекает из общего представления о священном деле. В этом смысле индивидуализм в войне — что-то недопустимое. Добровольческое движение было силой сопротивления, не связанной с духом материального индивидуализма. И не случайно, что сегодня это возрождается. Вместе с этим придет новое представление о человеке, о государстве и окрасит будущую эпоху», — поделился Борис Межуев, политолог, философ и журналист.

Идея жизни не ради себя всегда существовала в российской цивилизации. В добровольчестве важно, чтобы люди, которые искренне живут по этим убеждениям, могли объединиться. Политолог Александр Рудаков рассказал, насколько российскому обществу свойственно коллективно сотрудничать и помогать ближнему:

«Мы отмечаем соборность как цивилизационную константу — умение соединить множество «я» в коллективное «мы». Даже особенности нашего климата всегда побуждали людей держаться друг за друга и включаться в процессы взаимопомощи. В нашем обществе нет перегородок, которые отличают общество западное, где человек, даже немного поднявшись на новый социальный уровень, приобретает новые контакты и сразу забывает старые. Мы же остаёмся такими, как прежде. Сейчас мощный вызов, который нам брошен, позволяет оживить константу соборничества. Люди учатся брать ответственность за происходящее, за помощь другим», — подытожил Александр Рудаков.

В завершение эксперты отметили — российское государство сегодня становится большой семьёй семей. Тема добровольчества — магистральное движение российского общества при построении образа будущего. Это важнейший элемент государства, потому что волонтёры во многом являются передовым отрядом, который осваивает фронтир не только в пространстве, но и во времени.

Авторы — Экспертный институт социальных исследований