«Учитель — навигатор, который помогает разобраться со всем потоком информации»: эксперты ЭИСИ — о роли педагога в России

5 октября — 2023

5 октября на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Образ учителя будущего в России». Участники дискуссии посвятили тему профессиональному празднику педагогического сообщества, роли учителя и трансформации главных задач образования. По словам модератора круглого стола, кандидата политических наук, доцента факультета политологии СПбГУ, члена научно-методического совета РДДМ «Движение первых» Арсения Майорова, профессия педагога напрямую связана с нашим будущим, с тем путём развития, который Россия избрала. 

«Учитель — это инженер человеческих душ, который готовит будущее поколение. Можно говорить о том, что с таким подходом и наше образование – на конкурентных и даже лидирующих мировых позициях. У нас растут показатели, например, связанные с количественной оценкой знаний – число медалистов на международных олимпиадах. Только в этом году у наших школьников в зачёте 31 медаль — из них 25 золотых — в международных первенствах», — добавил эксперт. 

Высокие результаты связаны и с тем, что учителя тоже постоянно развиваются, растут профессионально и адаптируются к изменениям, несмотря на общий консерватизм профессии. Самый главный вызов для педагогической системы — скорость изменений, которые сегодня происходят, и цифровая среда дала нам совершенно другое представление об этой скорости. Об этом рассказала Любовь Глебова, первый зампредседателя комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Координационного совета Российского общества «Знание»:

«Мы видим, что внимание к вопросам образования и воспитания — это большой комплекс действий, который реализуется в последние годы. Педагог — это не только тот человек, который выходит к доске. Учитель — навигатор, он должен помочь человеку разобраться со всем потоком информации. Важно, что воспитательная функция не просто появилась, но стала превалирующей в части работы с информацией, формирования отношений. И когда мы говорим «учитель», мы имеем в виду педагога с большой буквы»

В последнее время престиж профессии педагога становится всё выше. На это влияет и то, как развивается образовательное пространство в целом, отметил Александр Калягин, заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения РФ:

«Мы многое делаем, чтобы восстановить престиж профессии учителя. В последние годы наблюдаем приток абитуриентов в профильные вузы. Также сейчас разрабатывается законопроект о статусе учителя Мы формируем единое образовательное пространство. Неважно, в какой школе ребёнок получает образование, важно, чтобы он получал его на высоком уровне. Сегодня развиваются технологические кванториумы. Там используется высокое технологическое оборудование, которое позволяет больше заинтересовать учеников в предмете, той профессии, которые они выберут в дальнейшем»

О росте престижа профессии, о том, что учитель — важный человек в жизни россиян, говорят и социологические исследования. Актуальные данные привёл руководитель Департамента политических исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов:

«Порядка 90%* россиян при ответе на открытый вопрос о тех чувствах, с которыми они вспоминают учителей, продекларировали разные положительные чувства: благодарность, доброта, тепло, душевность. Это свидетельствует о высоком статусе учителя, отражает реальное отношение к учителям. В сумме же мы получили больше 100%, потому что некоторые респонденты называли несколько характеристик. Люди воспринимают учительский труд как призвание, а учителя — не как человека, который предоставляет услуги. Наиболее популярные личные качества, которые должны быть у учителя, по мнению опрошенных  — любовь к детям, доброжелательность, забота. Но самыми востребованными стали профессиональные качества: терпеливость и стрессоустойчивость, компетентность, грамотность. Сегодня учителя находятся вровень в группе наставников: преподаватель/учитель и родитель. Порядка трети заявляют о том, что для них наставник — педагог. И примерно столько же говорят о том, что функцию наставника выполняют родители. Статус учителя сегодня необычайно высок, результаты политики видны. 35% положительно оценивают ситуацию в образовательных учреждениях»

У образования есть два заказчика: государство и общество. Задачи у обоих заказчиков во многом сходятся, но есть и качественные различия. Подробнее рассказала председатель Комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты Российской Федерации, член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Наталья Кравченко:

«Государство ставит задачей сформировать человеческий капитал и воспитать гражданина. И для государства система образования — та среда, где такие люди растут. Второй заказчик — это общество, родитель, для которого возникает такой момент, как счастье. Мы все хотим, чтобы дети могли состояться как личности, состояться в профессии. Дети считывают очень многое через своих педагогов. Важно то, насколько учитель способен занять позицию ученика и исследовать — ведь мир очень быстро меняется. Невозможно один раз выучиться на учителя и нести пользу. Это бесконечный процесс саморазвития. Да, отрасль консервативна, но нужно искать способы двигаться в унисон с событиями, которые происходят вокруг»

Без прошлого нет будущего, ведь колоссальный опыт педагогической школы является базой, на которой сейчас происходит развитие нынешних педагогов. За тысячелетнюю историю создана уникальная система образования, пояснил Владимир Шаповалов, председатель Совета по профессиональному образованию Российской ассоциации политической науки, кандидат исторических наук. 

«Становление профессии учитель связано с Крещением Руси и распространением письменности, культуры, научных знаний, закладываются основы педагогической мысли. Настоящий переворот произошёл в XVIII веке: введен гражданский алфавит, создаются регулярные школы для обучения гражданских и военных чинов. Важно отметить Земскую реформу 1864 года, когда тысячи выпускников российских университетов отправились в народ нести знаний. Распад Советского Союза и последовавшие реформы стали испытанием для отечественной системы образования, которая реформировалось по лекалам западной системы, ориентированной на «индивидуальные траектории обучения, становление успешной личности, грамотного потребителя». Сейчас российская школа восстанавливает свои позиции, возвращается к традиционным ценностям. «Педагогическое образование» вошло в тройку лидирующих направлений обучения. Восстановлена воспитательная функция школы», — подчеркнул эксперт. 

С постоянным развитием и самообразованием учителей, с трансформацией технологий меняется и отношение учеников к своим педагогам. Об этом на личном примере рассказал Борис Лавринов, учитель Университетской Гимназии МГУ имени М. В. Ломоносова для одарённых детей. 

«Мой преподавательский опыт — 10 лет, и за это время отношение к учителю за это время изменилось. Ребята стали больше советоваться с педагогами относительно выбора дальнейшей образовательной траектории. Это значит, что наш, учительский социальный статус вырос. К нашему мнению хотят прислушиваться ученики, мы для них авторитетны и значимы. Им интересен и тот контент, который мы создаём. Учитель должен стремиться к тому, чтобы быть специалистом. Главный ночной кошмар учителя — вдруг ребята спросят что-то такое, чего ты сам не знаешь. Новое направление деятельности учителя — разговоры не просто о ценности Родины, семьи, но еще и разговоры о том, что мы должны воплощать эти ценности и нести эти ценности другим. Это, к слову, относится и к культуре поведения в социальных сетях. Учитель не должен бояться виртуального мира, ему нужно в него идти», — добавил спикер. 

В завершение дискуссии эксперты дополнительно высказались о роли учителя и о том, что он должен нести в массы. Любовь Глебова отметила: государственный служащий — это человек определённых квалификаций, у него набор инструментариев чётко определён и выстроен. У учителей же должно быть столько инструментариев, он настолько должен быть свободен в выборе пути, по которому пойдёт за результатом, что государственная служба скорее будет для него ограничением. Наталья Кравченко добавила — важно сделать так, чтобы статус учителя был на самом высшем уровне, чтобы в профессию шли лучшие. Это, в том числе, залог того, чтобы страна становилась всё сильнее и самодостаточнее. По мнению Владимира Шаповалова, помимо функции обучения и воспитания, учитель должен нести функцию просвещения, это означает не только школьные стены, а внеурочные, внешкольные пространства. И адресная аудитория учителей — это не только ученики, но и их родители, постоянный диалог между ними — тоже важная составляющая учительского труда. 

В целом все эксперты солидарны — всё больше растёт внимание к профессии учителя, что труд педагога – это не услуга, а служение обществу в самом широком смысле.


*Всероссийский репрезентативный опрос. Генеральная совокупность:  граждане в возрасте 18 лет и старше. Выборка: 1600 респондентов. Метод: телефонный опрос. Предельная погрешность – 2,5% (p<0,05). Исследование проведено в соответствии со стандартами ISO 20252:2019, НК-ОИРОМ-2015

Авторы — Экспертный институт социальных исследований