Вызов пандемии и актуальность базовых конституционных прав

27 апреля — 2020

Модератор: Алиев Ф.З. (ЭИСИ)

Участники:

Межуев Б.В (МГУ),

Рудаков А.Б. (ЭИСИ),

Волобуев С.Г. (проект «Гражданский экзамен»),

Петров В.Н. (политолог).

Краткое изложение основных тезисов участников

1. Какие мировоззренческие тенденции и идеологические запросы наблюдаются в России и мире на фоне событий, вызванных пандемией? Какие аспекты зарубежной повестки могут актуальны для России?

«Заслуживают внимание три темы, актуальные для мировой повестки, и, в частности, для США. Первое: тема нового общественного договора и «границ приватности». Второе: тема вовлечения ученых во власть («мудрецы во власти) и отказа от деинтеллектуализации политики. Третье: тема баланса при реализации защитных мер, выбора «золотой середины» между эпидемиологической и экономической безопасностью («что защищать), между финансовой помощью крупным корпорациям и рядовым гражданам (кого защищать, поддерживать экономически в первую очередь?).

«Если тема «мудрецов во власти не является в РФ значимой, а тема нового общественного договора будет касаться в основном социальных аспектов, а не «границ приватности», то вопросы о балансе защитных мер в сфере здравоохранения и в сфере экономики могут быть значимым фактором общественных настроений».

МЕЖУЕВ Б.В.

2. Могут ли поправки в Конституцию стать фундаментом нового общественного договора?

«Если на Западе актуальны темы свободы и демократии, то для России – темы воли и справедливости. В понятии «воля» важен акцент на внутреннее ощущение своего права или необходимости самоограничения. Если «свобода» - это про закон, то «воля» - это про совесть, про этику. С этим тесно стыкуется и вопрос справедливости при ограничительных мерах. «Почему мне нельзя, а ему можно?». Пример – события в Северной Осетии, где одним из центральных был вопрос к руководству региона «почему нам работать запрещаешь, а твой бизнес работает?». Особенность российского менталитета заключается в убеждении, что в кризисной ситуации должно быть «тяжело всем», все одинаково и в равной мере несут общие тяготы. Если люди видят, что этого не происходит, возникает напряжение».

ПЕТРОВ В.Н.

«В контексте обсуждения темы «воли и справедливости» крайне важно обратить внимание на вопрос опасности «двойной дисциплины», одной для широких масс, другой – для элит. Эта тема не является для России новой. Ее поднимали даже на XIX съезде ВКП (б) в 1952, за год до смерти Сталина. Однако сейчас, в чрезвычайной ситуации, она стоит особенно остро. Важно сохранить доверие населения к власти. Утрата доверия – это дестабилизация. Важно, чтобы государство выступило в глазах граждан если не гарантом равенства прав, то хотя бы регулятором равенства обязанностей, распространяющихся на всех без исключения».

«Полностью согласен с тем, что в основе нового общественного договора должны лежать такие приоритеты, как здоровье, социальное обеспечение, экономическая безопасность, стабильность. Это находит свое отражение в отношении общества к корпусу конституционных поправок, к выделению из их числа наиболее важных для граждан».

«Новая конституционная идеология должна быть сфокусирована вокруг идеи выживания. По данным соцопросов, наиболее значимы для населения РФ те поправки, в которых фиксируется обязанность государства обеспечить доступность и качество медобслуживания, индексацию пенсий и социальных выплат, гарантировать МРОТ не ниже прожиточного минимума».

«Актуальность приобретает точка зрения, согласно которой эти права, наряду с рядом других, носят базовый характер и связаны с позитивным содержанием права на жизнь, поскольку именно они создают предпосылки для полноценного физического существования индивида».

«По этой причине они являются первичными ко всем иным категориям конституционных прав (личным, политическим, социальным, экономическим, культурным), а при их отсутствии любые иные конституционные права теряют реальное наполнение».

«На сегодняшний момент в теории конституционного права такого термина нет, речь идет о личных, гражданских, социальных правах. Возможно, на основе междисциплинарного диалога юристов, политологов, философов мы можем прийти к научному осмыслению идеи базовых конституционных прав».

«Но особую важность представляет собой политический, идеологический аспект. Конституционная гарантия со стороны государства защищать жизни людей при любых обстоятельствах, которые представляют для них угрозу (эпидемии, стихийные бедствия, массовый голод, военная агрессия) может стать важным компонентом общенациональной гражданской философии, идеологии. То же самое можно сказать и об обязанности гражданина беречь свое здоровье и здоровье окружающих».

РУДАКОВ А.Б.

«Не думаю, что содержание нового общественного договора будет сводиться к отказу от свобод в обмен на социальные гарантии. Это не будет договор о всеобщем равенстве в обмен на отказ от свободы. Актуальность приобретет запрос на неравенство, на закрепление статусной иерархии. Такой запрос будет актуален со стороны бизнеса, требующего господдержки и мотивирующего это своим вкладом в развитие экономики. Возможно, идея закрепления статусных иерархий будет связана с идеей прогрессивного налогообложения: бОльшая социальная ответственность, социальная нагрузка предполагает и бОльший объем прав. Возникает вопрос о «главных вкладчиках», о тех, кто больше всех вложился в общий фонд и имеет приоритетное право на получение помощи».

«В деятельности политических партий также будет актуальна тема обоснования неравенства: «чем больше обязанностей, тем больше прав». Это будет касаться не только бизнеса, но врачей, военных, ученых, интеллигенции. Не стоит сводить это лишь к экономическим преференциям. Это вопрос об утверждении особых привилегированных позиций отдельных групп населения в обмен на их бОльшее участие в общественной жизни».

МЕЖУЕВ Б.В.

3. Как изменения в информационном пространстве могут повлиять на политическую и гражданскую активность населения? Что необходимо сделать в контексте создания инфраструктуры электронной демократии?

«В настоящее время значительная часть населения ушла в онлайн. Особую важность приобретает тема стабильности государственных и общественных институтов на фоне развития информационных технологий. К сожалению, сегодня эти технологии часто работают не на укрепление общенационального единства, а на его размывание. На повестку дня встает вопрос общественного, политического и этического контроля над их развитием. Необходимо заново переосмыслить тему «электронной демократии» и проанализировать технологическую возможность переноса всех видов выборов в дистанционный формат (электронное голосование либо по почте). Именно таким образом было бы целесообразно провести голосование по конституционным поправкам».

«Необходимо также приступить к скорейшему формированию инфраструктуры электронной демократии в РФ, которая касается не только выборов, но и общественных инициатив, петиций, обсуждений. Необходима актуализация платформы «Российской общественной инициативы» (российского аналога Change.org), а в перспективе - создание единого коммуникативного пространства российского общества, независимого от частных и корпоративных социальных сетей. Например, могла бы быть создана социальная сеть на основе "Госуслуг.»

«Нужно, чтобы гражданские инициативы развивались на российских площадках, а не на платформах, имеющих иностранных собственников. При этом важно найти новый баланс между физической и информационной составляющей в социальных процессах, чтобы была преемственность и соответствие между сложившимися архетипическими формами общественной жизни и их онлайн-проекциями. Важнейшая задача текущего момента – органично совместить две концепции: концепцию цифрового государства и концепцию правового государств. В данном контексте многие поправки в Конституцию, вынесенные на временно отложенное всероссийское голосование, видятся чрезвычайно актуальными. Например, включение в Конституции императива защиты прав и свобод граждан при использовании информационных технологий».

ВОЛОБУЕВ С.Г.

«Вопрос электронной демократии требует проработки на технологическом уровне. Показательный пример – онлайн-обучение в школах, которое, к сожалению, эффективно работает сейчас только в условиях Москвы и Петербурга. В регионах есть интернет-покрытие, но у значительной части населения нет необходимых дивайсов, чтобы пользоваться онлайн-возможностям. Если говорить об электронной демократии, то необходимо, чтобы интерфейс был простым и понятным. Пока что даже в технологически продвинутой Москве многие испытывали затруднения с получением цифрового пропуска».

ПЕТРОВ. В.Н.

«Нашу дискуссию можно разделить на два больших пласта – один из них касается Москвы, Петербурга и крупных мегаполисов, другой – малых городов и сельской местности, где принципиально иная ситуация».

АЛИЕВ Ф.З.

«Перспективы электронного голосования трудно оценить. Население слишком консервативно».

МЕЖУЕВ Б.В.

«Когда мы начинали пользоваться онлайн-банкингом, тоже имел место определенный психологический барьер. Однако он был быстро преодолен, поскольку технология оказалась простой и удобной, она работала. Если сервисы электронного голосования будут такими же простыми и удобными, они тоже будут вызывать доверие».

АЛИЕВ Ф.З.

4. Каким образом опыт «жизни в период пандемии» повлияет на конкуренцию политических сил, на перспективы политических партий?

«В современных условиях показать результат можно, либо используя ТВ (хотя взлет Жириновского в 1993 году в нынешних условиях едва ли можно повторить), либо поддержку региональных «князьков» (СР), либо опираясь на авторитетных людей на местах».

«Политические партии России не являются клубами взаимопомощи, что актуально для ряда европейских стран. В избирательной кампании они будут вынуждены делать ставку на представителей бизнеса (возможно, и «цивилизованного криминала»), которые реально помогали гражданам в период пандемии. В отсутствие общенациональных консолидирующих факторов морального и идеологического характера это может привести к обострению регионального сепаратизма, к снижению управляемости регионами».

«В период выборов избиратель реагирует в основном на негативную информацию, он ищет виновных. К примеру, сегодня малый и средний бизнес ощущают себя «брошенным на произвол судьбы» по сравнению с крупными корпорациями, а их работники – обманутыми своими работодателями, недоумевают, почему хозяева бизнеса не платят им зарплату. Эта ситуация, видимо, повторится и в период предвыборной кампании во многих средах».

«Будет актуален поиск «образа врага», в роли которого, вероятно, окажутся местные власти, чиновники. Такую тактику, видимо, возьмут на вооружение все политические силы, кроме ЕР».

ПЕТРОВ В.Н.

«Сегодня целый ряд социальных групп, демонстрировавших высокую степень лояльности к власти, находятся в режиме фрустрации. Это семьи с детьми, которые «сидят дома» в маленьких квартирах, это верующие, которые не могут попасть в храмы, это малый бизнес, который повсеместно разоряется. В информационном поле необходимо внятно объяснить, во имя чего все ограничения карантина, показать позитивные результаты противодействия пандемии, указать сроки - «когда это закончится» (один из самых популярных на сегодня запросов в интернете). Аллармистские сигналы, вроде бы призванные убедить граждан соблюдать карантинные меры, лишь усугубляют депрессию и разрушают доверие».

РУДАКОВ А.Б.

«В ближайшем будущем очевиден запрос на формирование политической интерпретации «посткоронавирусного мира». Но доверие будут иметь лишь те, кто правильно вел себя в период пандемии, кто оказывал помощь медучреждениям, организовывал волонтерскую работу. Пока что мы видим, что на это был нацелен организационный потенциал «ЕР» и ряда новых партий. От оппозиции мы слышим лишь критическое обсуждение действий власти при полном параличе организационного ресурса и отсутствии интереса к гражданским инициативам, волонтерской работе. Избиратели такого не забудут».

АЛИЕВ Ф.З.

5. Итог

«В ходе нашего диалога красной нитью проходило несколько тем, которые будут актуальны для следующих дискуссий. Это вопросы о новом общественного договоре/ социальном государстве / раскрывающем эту тему корпусе конституционных поправок / согласии (или несогласии) на всеобщее неравенство (или равенство)».

АЛИЕВ Ф.З.


Авторы — Экспертный институт социальных исследований