Новая нормальность. Как Европа отказывается от гражданских прав и политической традиции

«Пандемия COVID-19 подбросила дров в кризис демократии во всем мире. С начала эпидемии состояние демократии и прав человека ухудшились в 80 странах. Правительства реагируют на кризис, злоупотребляя властью, заставляя замолчать своих критиков и ослабляя или закрывая важные институты, зачастую подрывая сами системы подотчетности власти, необходимые для защиты здоровья населения», — отмечают эксперты Freedom house, и с ними невозможно не согласится. Причем радикальное ухудшение ситуации с правами и свободами происходит не в странах третьего мира, а в Европе – основоположнице демократии и концепции прав человека.

По мнению ряда исследователей, перед лицом коронавируса в наибольшей опасности оказалась система прав человека, их понимание, гарантированность со стороны государственных институтов.

Генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу даже пришлось призвать руководителей государств отказаться от попыток использовать пандемию коронавирусной инфекции COVID-19 в качестве предлога для нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также свободного распространения информации. Однако, как показывает практика, эффекта это не возымело.

Ограничения прав и принципов организации власти имели место практически во всех государствах европейского континента, как в странах лишь относительно недавно вставших на путь демократических преобразований, так и в государствах, имеющих многолетние и устойчивые традиции следования таким основополагающим демократическим принципам, как принцип верховенства права и принцип правового государства.

В период с марта по апрель 2020 года ряд государств-участников Европейской Конвенции по правам человека (ЕКПЧ) впрямую уведомили Генерального Секретаря Совета Европы об отступлении от некоторых положений ЕКПЧ в связи с пандемией COVID-19. Другие продолжили нарушать основополагающие принципы без подобных актов рефлексии и раскаяния.

Сложившаяся ситуация в отношении гарантирования и соблюдения прав и свобод человека закономерно привлекла пристальное внимание со стороны международных мониторинговых органов (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Совет Европы, Комитет по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам Европейского парламента), созданных при международных организациях, а также международных правозащитных организаций (Международная комиссия юристов, Amnesty International).

Ограничения определённых прав и свобод должны, исходя из смысла и содержания основных международных документов в области прав человека, вводиться на основе верховенства закона, открытости и прозрачности, отвечать критериям необходимости, соразмерности и обоснованности, их применение не может носить дискриминационного характера и иметь неограниченный период применения. Применение различных мер, направленных на борьбу с пандемией COVID-19, не должно приводить к нарушениям прав людей на частную жизнь, свободу от дискриминации, свободу информации и свободу выражения мнений.

Европейские государства нарушили все эти ориентиры. Ограничения прав и свобод вводились без участия парламента и принятия соответствующих законов, нередко ведомственными актами; без какого-либо обсуждения, зачастую, внезапно.

Серьезным вопросом остается соразмерность — а действительно угроза столь высока, что это требует такого большого отречения европейского общества от прав и свобод, от принципов организации власти и общества? Действительно ли этот тотальный отказ от правовой и гражданской традиции способствует противостоянию пандемии? И если да, то насколько этот эффект прямой и измеримый? Самоубийства в Европе и тем более состояние экономики говорят, скорее о том, что отказ от права приводит даже к более печальным последствиям.

В чем же видят правозащитники и эксперты ключевые наступления на право, свободу и институциональные принципы?