XXI век — обновление конституций: международный опыт

ЭИСИ подготовил доклад «XXI век — обновление конституций: международный опыт», проанализировав, как часто обновляются конституции; для чего это делается и каковы результаты; каким образом чаще происходит процедура обновления конституций в мировой практике.

В мире практически не осталось конституций в первоначальной редакции. Вместе со скоростью социальных и технических изменений нарастает и скорость обновления конституций. Конституционные изменения не только нормальны, но и необходимы. Возможность внесения поправок — фундаментальная особенность всех письменных конституций, так как просто невозможно создать текст, который смог бы вечно служить обществу при процессах развития.

Конституционные изменения во всех странах объединяет то, что они выступают ответом на внешние и внутренние вызовы для государства. И предпочтительнее, если изменения вносятся через формальные инструменты, а не в результате революционных потрясений.

Конституционные изменения в XXI веке предпринимались странами:

чтобы соответствовать современным запросам общества, охватить новые актуальные сферы, такие как экология, защита животных, научно-техническое развитие, защита персональных данных в Сети и др.;

чтобы расширить права человека, усилить гарантии реализации основных прав. В том числе, для того, чтобы закрепить свободу гендерного самоопределения и права ЛГБТ, или, напротив, поддержать традиционные ценности семьи, родительства и детства. А также чтобы закрепить гарантии реализации различных социальных прав, например, на пенсионное обеспечение, социальные гарантии, право на труд и достойную его оплату;

чтобы укрепить национальное единство и идентичность, описать национальные ценности, которые сплачивают общество, выделяют страну из общего ряда, позволяют нации иметь право управлять своей судьбой;

чтобы защитить суверенитет и интересы граждан, в том числе развивая нормы о недопустимости конфликта интересов, о требованиях к должностным лицам и парламентариям. Значительная часть изменений здесь была связана с глобализационными и интеграционными процессами и соответствующим установлением приоритета законодательства. Многие страны, в том числе члены ЕС, приняли подход о приоритете национальных конституционных норм;

чтобы укреплять стабильность и эффективность госуправления;

чтобы развивать регионы, расширяя их роль в управлении, в том числе в принятии решений на национальном уровне;

чтобы расширять возможности участия граждан в принятии решений;

чтобы развивать отдельные сферы, например, здравоохранение;

и чтобы в целом повышать качество правовой и институциональной систем.

Во многом это верно и для актуальных поправок к Конституции России. В случае положительного решения граждан принятие поправок, в частности, повысит позиции по охвату тем. В случае положительного исхода голосования в российском основном законе также появятся современные нормы о защите экологии и окружающей среды, сохранении природного многообразия и об ответственном отношении к животным.

Поправки к Конституции России, принимаемые в 2020 году, не затрагивают напрямую область прав человека и гражданина. Между тем, оговаривается дополнительно защита трудовых и социальных прав, экологических прав, права на доступное качественное медицинское обслуживание.

Поправки позволяют укрепить национальную идентичность за счет оформления ряда значимых ценностей, прежде всего, суверенитета и территориальной целостности страны, ценностей семьи и детства.

Российские поправки к конституции лежат в русле ключевых тенденций развития мирового конституционного законодательства. Модель принятия поправок также соответствует лучшим международным практикам. Референдумы, как правило, не предусматриваются как обязательная процедура для внесения поправок, только для принятия новых конституций. При этом национальное голосование может быть установлено как дополнительная процедура по требованию парламента или главы государства.

Подробнее читайте в докладе.